Главная / FAQ / Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку

FAQ

« Назад

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку  06.08.2019 16:22

Как правило, в договоре транспортной экспедиции или перевозке груза, принимают участие две или три стороны сделки, однако финансовые вопросы всегда возникают только между заказчиком и перевозчиком.

 

Неоплаченная перевозка – ситуация неприятная, и в тоже время частая. Недобросовестность заказчика весьма распространенное явление в сфере транспортных услуг. В любой момент перевозчик груза (экспедитор) может столкнуться с неуплатой, даже оказанных им в срок и без претензий, услуг по доставке груза. 

 

По общим правилам перевозки груза, оплата транспортных услуг производиться заказчиком после получения грузополучателем (владельцем), оговоренного сторонами в договоре (заявке), груза в целостности и сохранности. В соглашении о перевозке груза может быть предусмотрен иной порядок оплаты, однако в случае неисполнения обязательств по оплату оказанный услуг, перевозчику необходимо разрешать ситуацию, непосредственно, с заказчиком (независимо от того, является ли он собственником груза).

 

События могут развиваться в двух направлениях:

 

  1. Заказчик явно отказывается платить:

Открыто заявляет об этом;

Скрывается, игнорирует, избегает контакта.

 

  1. Заказчик не отказывается платить, но не переводит деньги по какой либо причине. Наиболее популярной причиной неоплаты услуг по перевозке груза является неисполнение обязательств с третьей стороны по отношению к заказчику (например: владелец не оплатил товар/доставку, а продавец – заказчик – не оплачивает перевозчику за его услуги).

 

В первом случае могут присутствовать признаки уголовного характера – мошенничества: заказчик воспользовался транспортными услугами, заранее намереваясь не исполнаять свои обязательства в части оплаты по договору (соглашению), экспедиционной заявки. В такой ситуации необходимо подавать заявление в полицию/ОБЭП, в частности, для розыска должника.

 

Во втором случае, процесс возврата денег регулируется общими правилами гражданского законодательства. Он делиться на два этапа:

 

  • Претензионное обращение к заказчику в письменной форме с требованием провести оплату в установленный срок. К претензии необходимо приложить копии всех имеющихся документов о совершенной сделке. Достаточным будет только подписанная всеми сторонами товарная накладная. Сохраняем квитанцию об отправке по адресу местонахождения должника, или вручаем напрямую, с проставлением отметки о принятии на вашем экземпляре.

 

  • В случае если заказчик не исполняет свои обязанности в установленный претензией срок, взыскание долга осуществляется через суд. Исковое заявление подается в Арбитражный суд по месту нахождения должника (если иное не предусмотрено условиями договора о перевозке груза). 


 

 

Перевозчик должен позаботиться о том, чтобы у него всегда были оригиналы следующих документов:

 

  • Договор перевозки (транспортной экспедиции)/заявка;

  • Акт приема передачи (УПД);

  • Товарная и транспортная накладные;

  • Счет-фактура;

  • Счет на оплату услуг по договору.

 

Копии этих документов необходимо приложить к исковому заявлению, а в суде предъявить оригиналы для обозрения.

Если претензий по перевозке не было, и от ответчика не поступало встречных требований, будет вынесено судебное решение о взыскании с должника задолженности в необходимом объеме. 

 

Далее, получаем заверенную судом копию решения и оригинал исполнительного листа, все это, вместе с заявлением о принудительном исполнении, относим в Федеральную службу приставов по месту нахождения должника.

 

Если повезет, и заказчик окажется платежеспособным – имеет зарегистрированные на свое имя счета в банке с достаточной суммой, денежные средства будут перечислены перевозчику. Но, бывают ситуации, когда счета должника пустые. Приставами будет проведен поиск имущества, и его арест, которое выставят на торги, и вырученную сумму, в размере общей суммы, отраженной в исполнительном листе, переведут на счет перевозчику.

 

Стоит помнить, что юридические лица отвечают своим имуществом в размере уставного капитала, который зачастую, равняется минимальному – 10.000 рублей. Если имущества нет – получить деньги будет невозможно, а «пришить» признаки мошенничества, если заказчик шел на контакт, и по «объективным» причинам не мог оплатить, скорее всего не получится.


 


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ